Исторический очерк и выставка

13-Й ЭЛЕМЕНТ ПОБЕДЫ

1
2
3
4
5
6
7
8

13-Й ЭЛЕМЕНТ ПОБЕДЫ

На момент начала Великой Отечественной войны алюминий был одним из самых молодых материалов промышленности в стране существовало только 3 алюминиевых завода. Буквально в первые недели стремительного наступления немцев СССР остался без Волховского и Днепровского комбинатов. Приостановлено строительство завода в Белой Калитве.

В результате отечественная металлургическая промышленность оказалась лишена более 55% мощностей по производству алюминия. Советским металлургам оставалось только одно: экстренно эвакуировать уцелевшие производства, чтобы развернуть их на востоке страны. Положение осложнялось тем, что многие предприятия прифронтовых районов до последнего должны были давать продукцию для обеспечения нужд обороны.

Осенью 1941 года с заводов была произведена эвакуация оборудования, которое впоследствии было разделено и отправлено в Свердловск и Каменск-Уральский.

Вклад в нашу общую Победу металлурги вносили по всем направлениям заводы переходили на практически круглосуточный режим работы, поставляя необходимое сырье и продукцию для заводов смежных отраслей и фронта. Тысячи заводчан (многие безвозвратно) уже в первые дни войны ушли на фронт. Их самоотверженность и мужество позволили не только защитить Родину, но и подарили всем нам главное право на жизнь!
Ребята, будем жить!

Рабочий держит в руках алюминиевую заготовку

СТАНОВЛЕНИЕ ОТРАСЛИ

Памятный слиток алюминия, выплавленный в день пуска ВАЗа, 14 мая 1932 года

14 мая 1932 года в России произведена первая партия промышленного алюминия на Волховском алюминиевом заводе. За восемь лет страна успела построить 3 завода с суммарной мощностью в 55 тыс. тонн стратегического металла. К началу 1940 года СССР выходит на 3-е место в мире по объемам производства алюминия. У США, занимавших 2-е место более 60 тыс. тонн.

К началу Второй мировой войны Германия уверенно возглавляла мировую алюминиевую гонку.

ЭВАКУАЦИЯ. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

«ЭВАКУАЦИЯ ЗАВОДА». За этой формулировкой стоит титанический труд тысяч людей. Сначала нужно было разобрать оборудование по винтикам, приложить всю необходимую документацию, погрузить громоздкие станки и машины в вагоны так, чтобы они уцелели в дороге. Параллельно принимающая сторона должна подготовить бетонированную площадку с крышей, жилье и инфраструктуру для кадров. По прибытии разобранный завод разгружали, заново монтировали, отлаживали, подводили к нему электричество. По сути, в кратчайшие сроки металлурги строили на новом месте новые предприятия. Менее месяца потребовалось на переброску оборудования, специалистов и проектной документации на восток. 16 сентября 1941 года из Запорожья на Урал был отправлен последний из двух тысяч вагонов, а уже 3 октября город заняли немецкие войска.

Днепровский алюминиевый завод им. С.М. Кирова (ДАЗ) стал в начале Великой Отечественной войны, пожалуй, крупнейшей потерей для советской алюминиевой промышленности. 18 августа 1941 года диспетчер «Днепроэнерго» дал историческое распоряжение: «Остановить моторы-генераторы!». И ДАЗ встал.

«Русские делают то, что мы назвали бы невозможным», так оценил промышленную эвакуацию противника генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх, занимавшийся в ходе войны перестройкой авиапромышленности Германии.

Записки руководителя оборонного предприятия: взгляд изнутри. Милованов А.П.

ФАКТ

С правого берега гитлеровцы просматривали заводы. Враг видел, как увозят оборудование запорожских предприятий, бомбил и ежедневно обстреливал территории заводов артиллерийским и минометным огнем. Ежедневно были раненые и убитые. Но люди работали, спешили. Были дни, когда из Запорожья уходило по 800-900 вагонов, груженных оборудованием и материалами.

Из воспоминаний Александра Шереметьева,
замнаркома черной металлургии СССР
(Из книги: «Записки руководителя оборонного предприятия: взгляд изнутри»)

ОПОЛЧЕНЦЫ И ПАРТИЗАНЫ

В августе 1941 года значительная часть рабочих Волховского алюминиевого завода была мобилизована на оборонные работы. Металлурги вместе с другими жителями возводили ДОТы и ДЗОТЫ на южном и западном рубежах города, рыли траншеи и противотанковые рвы. Именно рабочие завода организовали первый в Волхове отряд народного ополчения. Буквально за несколько дней в ополченцы записались ~600 волховчан, к ноябрю их число вырастет до 6 тысяч. Уже в середине августа три партизанских отряда, сформированных в Волхове, железнодорожников, рабочих алюминиевого завода и сводный были направлены в Ленинград, а оттуда в немецкий тыл.

ФАКТ

Партизанский отряд металлургов Волховского алюминиевого завода под командованием заместителя директора Георгия Иноземцева действовал в немецком тылу под Любанью. Согласно официальным донесениям отряд Георгия Васильевича «находясь в тылу противника свыше двух месяцев, помимо обширной разведывательной работы, уничтожил немецкий автобус и вместе с ним 25 немецких офицеров, сжег самолет противника, уничтожил летчика, вывел из строя много линий связи противника, провел ряд других боевых операций».

Электронная репродукция плаката: Партизан, мсти за родину! [Изоматериал]. Художник П. Кривоногов ; редактор П. Пискунов. Москва, Ленинград : издательство «Искусство», 1943. 1 лист : цветная литография ; 49,5,5х31 см. Литография изд-ва «Искусство». Тираж 50000. Л 63582. Изд. № 6310. Цена 40 коп. С автографом художника. Местонахождение: Российская Академия художеств. Научная библиотека.

БЕЛОКАЛИТВИНСКИЙ ЗАВОД

Белокалитвинский завод в планах III пятилетки он назывался Юго-Восточным заводом по обработке легких сплавов. Его закладка состоялась в 1939-м, а в течение 1940 года степное местечко в Ростовской области постепенно превращалось в промышленную площадку. Однако, первую плавку в Белой Калитве провели только спустя 14 лет.

Летом 1942 года в Белую Калитву вошли немцы, начались тяжелейшие полгода оккупации. На месте разоренного птичника и заводской промзоны фашисты устроили концентрационный лагерь, куда сначала пригнали военнопленных красноармейцев, а после жителей воюющего Сталинграда. Так Белая Калитва превратилась в пересылочный пункт для готовящихся к отправке в Германию «сталинградских рабов». Тех, кто не прошел отбор для работы, просто оставляли в бараках, отказывая в питании.

Только в 1954 году восстановленный алюминиевый завод под Ростовом был введен в строй. Память о трагических событиях жива в Калитве до сих пор.

За полгода существования Белокалитвинского концлагеря в «курятниках смерти» от голода, болезней, холода и расстрелов погибли до 7000 тысяч узников. В 1990 году у проходной построенного Белокалитвинского металлургического завода установили мемориал, напоминающий о том, что на территории предприятия находился концлагерь. За большим серым камнем натянули колючую проволоку - ту самую, за которой когда-то томились узники.

ФАКТ

1350 жителей Белой Калитвы были угнаны в Германию, каждый десятый из этих невольников был подростком.

Немцы очень боялись тифа. Они старались ограничить контакты. Один барак, где были заболевшие тифом, они вообще сожгли. Полностью со всеми и живыми, и мертвыми.

Из интервью директора Белокалитвинского краеведческого музея Валентина Хлебнова

«Дайте мне 30 тысяч тонн алюминия, и я выиграю войну».

CОЮЗНИКИ

Хорошо известны слова Иосифа Сталина, обращенные в начале осени 1941-го к президенту США Франклину Рузвельту: «Дайте мне 30 тысяч тонн алюминия, и я выиграю войну». С аналогичной просьбой советский лидер обращался в послании от 3 сентября 1941 года и к британскому премьеру Уинстону Черчиллю.

Союзники хоть и не сразу, но вняли просьбам советского руководства: с 1941 по 1945 годы США, Великобритания и Канада по ленд-лизу (долгосрочному долгу) поставили в СССР около 330 тыс. тонн алюминия. Вот только раскачивались, как и с открытием второго фронта, довольно долго: на самые трудные 1941-42 военные годы пришлось всего 35 тыс. тонн импорта стратегически важного металла.

ФАКТ

Объем поставок алюминия в СССР от союзников в годы ВОВ:

Из США — 189,2 тыс. тонн первичного и 71,9 тыс. тонн вторичного алюминия
Из Великобритании 35,4 тыс. тонн
Из Канады — 36,3 тыс. тонн

Архивные документы

УРАЛЬСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ ЗАВОД

В июне 1942 года ГКО СССР принимает за подписью Сталина совсекретное Постановление №№1871 «Об увеличении производства алюминия и магния» с целью обеспечения производства самолетов, танков, вооружения и боеприпасов. Согласно этому документу, Уральский алюминиевый завод, на который в первые полтора года войны легла вся тяжесть снабжения советской оборонной промышленности стратегическим металлом, должен был к декабрю 1942 года выйти на проектную мощность в 9 тыс. тонн алюминия в месяц.

С августа 1941-го по январь 1943-го года УАЗ оставался единственным действующим алюминиевым предприятием СССР. Он в одиночку противостоял десяткам заводов Европы, снабжавших врага. И вышел из этой схватки победителем. К концу войны уральцы выпускали вдвое больше алюминия, чем все три довоенных советских завода в 1940 году.
Наращивать мощности уральскому предприятию позволял самоотверженный труд людей — местных жителей и тысяч эвакуированных.
На Урал было эвакуировано порядка 800 предприятий из западных регионов СССР. Из них более 200 разместились в Свердловской области, в том числе — в Каменск-Уральске. Так, если в 1940 году в городе было всего 13 заводов и 17 тыс. рабочих, то к концу 1943 года здесь уже было 30 предприятий с 53 тыс. сотрудников. И каждого нужно было принять, накормить и заселить.

Несколько тысяч человек круглосуточно разгружали, рассортировывали. ремонтировали и устанавливали прибывавшее на станцию оборудование: в сутки порой поступало до 500 вагонов. И хотя на Урал были экстренно переброшены рабочие с 12 строек страны (в том числе, строители «замороженного» Московского Дворца Советов), людей все равно не хватало. Чтобы в кратчайшие сроки нарастить мощность единственного действующего алюминиевого предприятия страны, Наркомат обороны СССР получил от Государственного комитета обороны (ГКО) указание направить в помощь строителям УАЗа солдат сразу двух десятков стройбатальонов.

Зима 1941-42 годов выдалась самой холодной за ХХ столетие, в течение трех месяцев температура воздуха держалась на 5-7 градусов ниже нормы. Люди работали сменами по 12 часов при морозе минус 30-40 градусов, зачастую под открытым небом. Нередко рабочие оставались на ночь в цехах, чтобы не тратить силы на дорогу домой. Опытных металлургов, отправленных на фронт, у станков заменяли подростки и женщины: профессиями литейщика, анодчика, электролизника приходилось овладевать за считанные дни.

За успешное выполнение правительственного задания по обеспечению алюминием и его сплавами авиационной и танковой промышленности Уральский алюминиевый завод 23 февраля 1945 года был награжден высшей правительственной наградой СССР Орденом Ленина.

  • 8090 заводчан были награждены медалями за доблестный труд во время Великой Отечественной войны.
  • 9 сотрудников УАЗа награждены орденами Ленина.
    38 человек орденами Трудового Красного знамени.
    29 человек — орденом Красной звезды.
    77 человека орденом «Знак почета».

Директор УАЗа Ефим Славский единственный директор, трижды награжденный в Великую Отечественную войну Орденом Ленина.

ЭСКАДРИЛЬЯ
"УРАЛЬСКИЙ АЛЮМИНЩИК"

2286000

советских рублей

Эскадрилья «Уральский алюминщик» из 15 одномоторных истребителей Як-7 и Як-7Б была построена на личные сбережения, собранные электролизниками УАЗа. Выдав сверхплановый алюминий, рабочие выручили дополнительно 2 миллиона 258 тысяч рублей.

НОВОКУЗНЕЦКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ ЗАВОД (НКАЗ)

7 января 1943 года первый серебристый металл выдал Сталинский алюминиевый завод (СТАЗ) будущий Новокузнецкий. Этот гигант цветной металлургии, географически отдаленный от мест боевых действий, стал надежным алюминиевым щитом Родины. Потребность в алюминии была столь велика, что слитки еще горячими грузили в вагоны.
Сооружение первой очереди алюминиевого завода в суровых климатических условиях Сибири менее чем за 18 месяцев в годы войны — величайший подвиг! 68 новокузнецких алюминщиков были награждены орденами и медалями за самоотверженный труд.

Новокузнецкие металлурги за военный период произвели около 28 тыс. тонн алюминия. Местный металл отправляли на заводы, где из него делали артиллерийские орудия, авиационные пушки, устанавливаемые на штурмовиках Ил-2, самолеты Лавочкина и Яковлева, легендарные гвардейские минометы «Катюши», самые скоростные и высотные истребители МиГ, а также танковые двигатели.

ФАКТ

В период с 1943-го по 1945-й годы в каждом втором советском боевом самолете была доля новокузнецкого алюминия.

Металл первой плавки СТАЗ 1943 год

БОГОСЛОВСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ ЗАВОД

Богословский алюминиевый завод (БАЗ) еще одно достижение алюминиевой промышленности страны в военный период. Комбинат на реке Турья Свердловской области начали возводить весной 1941 года, но за два предвоенных месяца успели не много. Трагическая дата 22 июня 1941 года внесла коррективы в сроки строительства и перспективы завода. Задача была поставлена сложнейшая: мощности возводимого БАЗа должны превосходить Уральский завод по глинозему — в три раза, по алюминию в 2,6 раза. На берег Турьи осенью 1941 года была эвакуирована часть оборудования Волховского, Днепровского и Тихвинского заводов. Увы, невредимой дошла далеко не вся техника.

Этапы запуска Богословского алюминиевого завода:

Июнь 1943 года: глиноземный цех БАЗа дает первую продукцию гидроксид алюминия. История сохранила фамилию фильтровщицы, получившей первые 30 тонн ценнейшего гидрата А.А. Арапова (Довгая). Это был первый вклад завода в дело Победы.

Апрель 1944 года: завод выдает долгожданную первую партию глинозема. Первые шесть тонн продукта произвел прокальщик В.К. Гончаров.

9 мая 1945 года: БАЗ дает стране первую партию алюминия за считанные часы до подписания Акта капитуляции фашистской Германии.

ЗАВОД "МОСКАБЕЛЬ"

Столичный «Завод Москабель» тоже внес свой неоценимый вклад в дело Великой Победы.


Первое отечественное предприятие по производству кабелей, открытое в 1895 году указом императора Николая II, до войны успело дать Московскому метрополитену первый силовой кабель. А в 1935 году на предприятии был изготовлен первый в стране комплект проводов для авиационной промышленности, после чего завод получил заказ на их массовое производство для различных типов самолетов. 22 июня 1941 года стало понятно, что эта продукция завода просто сто бесценна для достижения победы над врагом.

В начале войны работу на заводе кабельщикам приходилось совмещать со строительством оборонительных сооружений в столице. Одновременно предприятие переводило свое производство на военный лад: перепрофилировалось и создавалось новое оборудование, шла подготовка недостающих специалистов.

Работая почти круглые сутки, полуголодные, почти без сна, московские кабельщики к маю 1942 года завершили монтаж необходимого оборудования и приступили к выпуску своей незаменимой продукции, в том числе алюминиевых обмоточных проводов.

В годы войны на «Заводе Москабель» работали более двух тысяч человек. Предприятие было фактически единственным в СССР, дававшим фронту кабельную продукцию.
В кратчайшие

500

км в сутки

В сутки «Завод Москабель» выпускал до 500 км военно-полевых проводов расстояние от Москвы до Великого Новгорода. Каждый метр Московского кабеля приближал Победу!

Советский связист прокладывает кабель через реку во время боев на Курской дуге. Источник информации о фото: visualrian.ru Время съемки: август 1943 Автор: Сергей Баранов

Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ)

Алюминий называют «крылатым металлом». Название это не только красивое, но и очень точное: благодаря своей легкости и прочности он активно применяется, прежде всего, в авиастроении. Великая Отечественная война, в которой авиация стала играть стратегическую роль, подтолкнула к увеличению мощностей по выпуску алюминия и изделий из него. Совершенствовались конструкции самолетов, а вместе с ними и виды новой продукции из новых алюминиевых сплавов. Именно они использовались при проектировании и производстве воздушной техники в конструкторских бюро Семена Лавочкина,
Сергея Ильюшина, Андрея Туполева, на предприятиях Наркомавиапрома.

Осенью 1941 года, глубокая переработка алюминия, без которой невозможно производство авиатехники, практически встала. Эвакуированные на Средний Урал подмосковные заводы, а затем частично возвращенные на прежнее место, возобновили свою работу лишь в мае 1942 года. В этот период все большее значение стали приобретать новые производства. Уральский завод №268 -будущий Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ) выпустил
свою первую продукцию в феврале 1942 года.

Строительство КУМЗа стартовало незадолго до войны, в мае 1940 года. Ввод в 1942 году первых цехов литейного и ремонтно-инструментального профиля решил главную задачу стартового периода по обеспечению авиационной и металлургической промышленности качественными слитками для дальнейшей их обработки. Тогда же родился паспорт предприятия: «Завод №268 является металлургическим заводом, предназначенным для производства основных материалов и заготовок для самолетостроения и, частично, моторных заводов…»

В невероятно сложных условиях на промплощадке завода №268 строились и вводились в эксплуатацию новые производства. 1 сентября 1943 года началась эксплуатация кузнечного цеха, первый пресс усилием 5 тыс. тонн заработал, когда кровли в цехе еще не было. 7 ноября 1943 года был введен в строй прессовый цех.

5 мая 1944 года была введена в эксплуатацию І очередь завода №268. Этот день считается днем рождения КУМЗа.

В апреле 1945 года новый прокатный цех выпустил первую листовую продукцию.

29 мая 1945 года Госкомиссия приняла решение «весь комплекс зданий, сооружений и оборудования завода №268 считать принятыми в эксплуатацию». КУМЗ ровесник Победы.

Фотографии КУМЗ времен ВОВ. Архив предприятия

НЕ ТОЛЬКО АВИАЦИЯ

КВ. Cоветский тяжёлый танк, который выпускался с августа 1939 года по август 1942 года. Серия танков названа в честь советского военачальника К. Е. Ворошилова: аббревиатура «КВ» означает «Климент Ворошилов».

Алюминий в годы войны использовали не только для создания авиатехники. Плакированный силумином алюминиевый прокат применялся для изготовления узлов танков, в производстве первых «Катюш»,самоходных артиллерийских установок. Высокоэкономичный дизельный двигатель серии В-2, без которого были бы невозможны не только тяжелые танки КВ, но и легендарный средний танк Т-34, тоже был создан с использованием этого легкого металла: блок цилиндров и картер — из сплава алюминия с
кремнием, поршни — из дюралюминия.

ФАКТ

222000

лопастей для самолетов

За годы войны завод №268 (КУМЗ) выпустил для авиационной и металлургической промышленности почти 40 тыс. тонн слитков из алюминиевых сплавов, около 9 тыс. тонн лопастей для самолетов (около 222 тыс. штук), 400 тонн листов.

ИЛ-2. Модель самолета 1941 года

ПОСЛЕ ПОБЕДЫ

После Великой Победы постепенно начали восстанавливаться практически все крупные алюминиевые предприятия страны: в 1949 году дал свою первую продукцию восставший из пепла завод в Запорожье, в 1955 году возвращается к жизни завод в Белой Калитве, в 1957 году реконструированный Волховский завод представляет новую технологию переработки нефелинов.
В 1951 году был запущен завод в Кандалакше (Мурманская область) он до сих пор остается единственным в мире алюминиевым предприятием за Полярным кругом.

В 1954 году дал первую плавку Надвоицкий, а спустя еще год Волгоградский, в начале 1960-х годов Иркутская, Красноярская, алюминиевые заводы. Дальше — больше. Построенные Братская ГЭС, дали импульс строительству мощнейших сибирских алюминиевых предприятий.

Сибирь стала «сердцем» алюминиевой промышленности страны:
1962 год Иркутский алюминиевый завод;
1964 год Красноярский алюминиевый завод;
1966 год Братский алюминиевый завод.

РАЗВИТИЕ

Вокруг 13-го элемента таблицы Менделеева в СССР концентрировалось очень многое: и движение в новые промышленные районы, и развитие все более и более мощной энергетики, в том числе атомной, и усложнение способов потребления алюминия во всех отраслях национальной экономики.

Регулировщица на улице Берлина Автор фотографии: Евгений Тихонов / Фотография предоставлена РИА Новости

Исторический очерк и выставка

13-Й ЭЛЕМЕНТ ПОБЕДЫ

НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ

Проект создан на основе материалов Алюминиевого Вестника, портала RusCable.Ru, музея кабельной промышленности и спецпроекта НЭБ в рамках специального проекта об алюминизации кабельной отрасли "Переходи на алюминий"

Алюминиевая Ассоциация

Алюминиевая Ассоциация
Москва, Краснопресненская наб., д. 8

https://www.aluminas.ru/

Портал RusCable.Ru

RusCable Медиасеть
Москва, Электродный проезд, д.8а, оф.18

https://www.aluminas.ru/

Алюминиевая Ассоциация

Мария Вахмистрова
Вячеслав Романов

RusCable.Ru

Сергей Кузьминов
Наталья Третьякова
Александр Гусев
Максим Третьяков
Наталья Сахарова

Над проектом работали

Мария Ицкова
Татьяна Лянная
Пётр Лихолитов
Галина Алентьева
Александр Котлов
Танчулпан Мухтарова
Мария Дубинина
Валентина Лангуева
Юлия Лекомцева
Валентин Терентьев
Антон Василенко

Информационная поддержка

Поддержка музея